RRpolit
политология и скептицизм


Синергетический Виртуальный Университет

Кольцо сайтов СиВиУ


ПРЕССА

[ГРАНИ]

[CВОБОДА]

[ИНОПРЕССА]

[Новое Время]

[ПОЛИТ.ру]

[Московские Новости]

[Еженедельный Журнал]

[Эхо Москвы]

[Политический журнал]

[Куратор]

[Newsru.com]



АвторСообщение



Пост N: 12
Зарегистрирован: 22.11.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.06 11:25. Заголовок: Черчилль как экстремист (Мерс-эль-Кериб).


Цитируется по
http://overkilnavy.narod.ru/Lib/WW2/Liharev-Kannigham/05.htm


Капитуляция Франции поставила массу проблем перед ее главной союзницей - Великобританией. Одним из наиболее серьезных был вопрос о дальнейшей судьбе французских боевых кораблей. Разгром сухопутной ар-мии Франции никак не повлиял на боеспособность к флота, прочно занимавшего второе место среди фло-тов великих европейских держав. На его кораблях со-хранялась железная дисциплина и он продолжал оста-ваться сбалансированным и эффективным инструмен-том войны под жестким контролем командующего во-енно-морскими силами Франсуа Дарлана.

На момент капитуляции главные силы французс-кого флота состояли из пяти 22.000-тонных дредноутов «Бретань», «Прованс», «Лорэйн». «Курбе» и «Париж», построенных в 1913 - 1916 гг. Первые три в 1932 - 1935 гг: прошли основательную модернизацию. Далее следо-вали два новейших линкора «Дюнкерк» и «Страсбург», водоизмещением по 26.500 т.. вошедшие в состав флота в 1937 - 1938 гг. Эти корабли развивали скорость хода более 30 узлов и были вооружены восемью 330 мм ору-диями в двух четырехорудийных башнях. Несмотря на «скромный» по сравнению с «вашингтонскими» супер-дредноутами калибр, их пушки могли стрелять 560 кг снарядами на дистанцию до 42 км, а с расстояния 28 км пробивать 300 мм броню. «Дюнкерк» и «Страсбург», как минимум, на равных могли бы сразиться с германс-кими «Шарнхорстом» и «Гнейзеиау»,

Флот Третьей Республики вот-вот должен был пополниться еще двумя линкорами - «Ришелье» и «Жан Баром». Полное водоизмещение каждого из этих мон-стров, вооруженных восемью 380 мм орудиями в четырехствольных башнях, достигало 48000 т. Они могли развивать скорость до 32 узлов, а система их броневой защиты считалась лучшей из когда-либо создававших-ся для линкоров. Французский флот также располагал 7 тяжелыми крейсерами с 203 мм орудиями главного калибра; 11 легкими крейсерами, от 5800 до 7600 т. во-доизмещением; 28 большими океанскими эсминцами, водоизмещением от 2100 до 2800 т., 26 малыми эсмин-цами и 78 подводными лодками. За исключением 5 ста-рых дредноутов, ни один из французских кораблей не имел срока службы более 14 лет. Новейшие эсминцы не уступали лучшим аналогичным образцам других фло-тов мира. Экипажи кораблей па 80% состояли из опытных, прослуживших уже по многу лет контрактников.

Франсуа Дарлан вполне обоснованно гордился французской морской мощью, которую считал делом всей своей жизни. Незадолго до войны он с гордостью описал британскому морскому атташе в Париже высо-кие боевые качества «Дюнкерка», «Страсбурга» и но-вейших лидеров эсминцев, в заключении спросив: «А у вас, англичан, есть что-нибудь подобное»?

Британские политики и военные прекрасно по-нимали, как много в этот критический момент зависит от адмирала Дарлана. Уже после войны Черчилль пи-сал по этому поводу: «Адмиралу Дарлану было достаточно уйти на одном из своих кораблей в любой порт за пределами Франции, чтобы стать хозяином всех французских владений вне зоны германской оккупации. ... Он мог бы увести с собой за пределы досягаемости немцев четвертый военный флот в мире, офицеры и мат-росы которого были лично .преданы ему. Поступив та-ким образом, Дарлан стал бы главой французского Со-противления с могущественным оружием в руках. Бри-танские и американские доки и арсеналы были бы пре-доставлены в его распоряжение для обслуживания фло-та, ... Вся Французская колониальная империя подня-лась бы за ним. Никто не смог бы помешать ему стать освободителем Франции. Слава и могущество, к кото-рым он так настойчиво стремился, были в его руках. Вместо этого он прошел через два года шаткого и бес-покойного правления к насильственной смерти, осквер-ненной могиле, и его имя навеки было проклято фран-цузским флотом и нацией, которым он некогда сослу-жил хорошую службу».

Когда к середине июня 1940 г. стало ясно, что по-ражение Франции неизбежно, англичане начали на-стойчиво добиваться от французского правительства и Дарлана гарантий, что флот Франции не будет сдан Италии и Германии, и намекали, что всем французс-ким военным кораблям будет оказана самая теплая встреча в британских портах. Дарлан заверил их, что флот никогда не будет сдан фашистам. Однако в близ-ком окружении французский адмирал неоднократно заявлял, что он «не для того создавал флот, чтобы сдать его англичанам». Так же как генералы Вейган и Петен, Дарлан принадлежал к лагерю «пораженцев». Он не сомневался, что после того, как Франция выйдет из войны, Англия продержится недолго. И потому он со-бирался сохранить флот «при себе», как предмет буду-щего торга с победителями, как нечто такое, что хотел бы иметь прозапас заключенный, собирающийся шан-тажировать своих судей и тюремщиков. Одновремен-но военный флот оставался для адмирала Дарлана чем-то очень личным, с чем была связана большая часть его жизни. В этой связи уместно будет привести выска-зывание Шарля де Голля: «Флот - это вотчина Дарла-на. А феодал никогда не сдает свою вотчину».

Так или иначе, накануне капитуляции Дарлан увел почти все свои корабли в порты Французской Се-верной Африки. «Ришелье», только что закончивший ходовые испытания,18 июня покинул метрополию и 23-го бросил якорь в гавани Дакара. Днем позже в Касаб-ланку прибыл «Жан Бар». Те корабли, которые оказались не в состоянии самостоятельно передвигаться, были затоплены. Лишь очень немногие в момент капи-туляции Франции оказались в британских портах и были интернированы.

В 20-х числах июня 1940 г. основные соединения французского флота распределились между Мерс-эль-Кебиром (военная гавань в порту Оран), Дакаром, Ка-сабланкой, Сфаксом и Александрией. Наиболее мощ-ная эскадра, в составе которой находились линейные корабли «Дюнкерк», «Страсбург», «Прованс» и «Бре-тань», сосредоточилась в Мерс-эль-Кебире. Вторая по величине эскадра под командованием вице-адмирала Годфруа, стояла, как уже говорилось, в Александрии.

А что же тем временем победители? За три дня до начала германо-французских переговоров о мире Гит-лер отправился в Мюнхен, чтобы увидеться с Муссоли-ни и постараться погасить непомерные притязания сво-его союзника. Ибо за свою роль статиста на поле битвы дуче потребовал ни много ни мало Ниццу, Корсику. Тунис и Джибути, а затем Сирию, базы в Алжире, окку-пацию итальянцами Франции до самой Роны, выдачу ему всего (!) французского флота и, если возможно, то и Мальты, а также английских прав в Египте и Судане. Однако Гитлер, занятый в мыслях уже следующим эта-пом войны, сумел доказать ему, что честолюбивые при-тязания Италии затянут победу над Англией. И дело было не только в том, что форма и условия перемирия могли бы оказать значительное психологическое воздей-ствие на решимость Англии продолжать борьбу, - куда больше Гитлер опасался того, что наисовременнейший французский флот, будучи недоступным для него, по-скольку корабли уже ушли в гавани Северной Африки, воспримет сверхтяжелые условия как повод, чтобы пе-рейти па сторону Англии, а то и вообще, базируясь в колониях, продолжать борьбу от имени Франции. Воз-можно, наконец, что им чуть-чуть двигало и чувство великодушия, но так или иначе ему удалось отговорить Муссолини от алчных вожделений и в итоге убедить его в том, что самое главное сейчас - иметь такое француз-ское правительство, которое пойдет на перемирие. И как бы ни была итальянская сторона в своей эйфории разо-чарована результатами этих переговоров, поведение Гитлера и его аргументы возымели действие. Министр иностранных дел Фашистской Италии Галеаццо Чианр так охарактеризовал Гитлера в своем дневнике: «Он говорит сегодня со сдержанностью и осмотрительнос-тью, которые, после такой победы как у него, действи-тельно поражают. Меня нельзя подозревать в слишком нежных чувствах к нему, по в этот момент я им действи-тельно восхищаюсь».

Тем временем в Лондоне не собирались прояв-лять снисхождения к своим бывшим союзникам. Чер-чилль писал: «В вопросе, столь важном для обеспече-ния безопасности всей Британской Империи, мы не можем себе позволить полагаться только на слово ад-мирала Дарлана. Как бы благи ни были его намере-ния, его могут силой заставить сдаться или поставить на его место другого министра, который без колеба-ний обманет наше доверие. Самым важным для нас является уверенность в двух новейших линейных кораб-лях «Ришелье» и «Жан Баре1'. Если они попадут в руки немцев, те смогут выстроить мощную боевую линию, когда линкор «Бисмарк» будет закончен в августе сле-дующего года. Против этих быстроходных и мощных кораблей мы сможем выставить только «Нельсона», «Роднея» и устаревшие линкоры вроде «Вэлиента». «Страсбург» и «Дюнкерк», несомненно, причинят нам громадный вред, если попадут в руки противника, но именно те два новейших корабля смогут изменить весь ход войны (на море). ...Любой ценой нельзя упустить «Ришелье» и «Жан Бар», в особенности первого».

На совещании кабинета министров, проходив-шем с участием первого морского лорда и офицеров генерального морского штаба, все же было решено пер-вой нейтрализовать самую большую французскую эс-кадру во главе с «Дюнкерком» и «Страсбургом», сто-явшую в Мерс-эль-Кебире. Эта миссия возлагалась на соединение «Н» под командованием вице-адмирала Джеймса Сомервилла, которое спешно сформировали с тем, чтобы заполнить «вакуум силы», образовавшийся в западной части Средиземного моря с выходом из вой-ны Франции. В состав новой эскадры вошли линейный крейсер «Худ», линкоры «'Вэлиент» и «Резолюшн», авиа-носец «Арк Ройял», 2 крейсера и 11 эсминцев. Сомер-виллу надлежало в ультимативной форме предложить командующему французской эскадрой вице-адмиралу Марселю Жасулю четыре альтернативы на выбор: при-соединиться к английскому флоту и продолжить учас-тие в войне; увести корабли в английские порты, спи-сать экипажи на берег и репатриировать их во Фран-цию; увести корабли в порты французской Вест-Ин-дии и там их разоружить; затопить корабли прямо в гавани. В случае непринятия одного из предложенных вариантов Сомервилл имел приказ уничтожить фран-цузскую эскадру прямо в Мерс-эль-Кебире.


Тем временем эскадра Сомервилла появилась пе-ред Мерс-эль-Кебиром. Начались тяжелые многочасо-вые переговоры. Кровавый закат уже окрасил водную гладь, срок ультиматума давно истек, а британский ад-мирал, постоянно понукаемый радиограммами Черчилля, все не решался открыть огонь. Уж очень невероят-ной казалась Сомервиллу сама мысль стрелять в своих вчерашних союзников, с которыми он еще совсем не-давно сопровождал атлантические конвои и охотился за германскими рейдерами. Наконец, в 17.54 гром ору-дий на десятки километров прокатился над африканс-ким берегом: британские линкоры начали обстрел сто-явшей в гавани Мерс-эль-Кебира эскадры адмирала Жансуля. Впервые за 125 лет, прошедших со времен битвы при Ватерлоо, англичане и французы нацелили пушки друг на друга.

В непредсказуемом и извилистом пути великой войны нет ситуации более печальной и отвратитель-ной, когда вчерашние союзники начинают уничтожать друг друга на глазах торжествующего общего врага. Французские корабли метались в тесной гавани, не имея свободы маневра и даже возможности задейство-вать против англичан все свои пушки. 36 15-дюймо-вых орудий тяжелых кораблей соединения «Н» моло-тили беспрерывно, круша всех и вся своими 800 кг сна-рядами. В считанные минуты трехснарядный залп по-разил «Дюнкерк». Один из снарядов вывел из строя вторую башню главного калибра, перебив половину орудийной прислуги. Два других взорвались во внут-ренних помещениях, сокрушив котельное отделение и электрогенераторы. На «Дюнкерке» прервалась пода-ча электроэнергии, вышла из строя система управле-ния огнем главного калибра, начались пожары. В 18.13 «Дюнкерк» сел на дно.

Многократные попадания громадных снарядов в «Бретань» вызвали взрыв боезапаса. Объятый чер-ным дымом и пламенем с носа до кормы, французский линкор с грохотом опрокинулся вверх килем, похоро-нив в своей стальной утробе больше тысячи офицеров и матросов. Несколько минут спустя сел на дно подби-тый «Прованс». Взрывом 15-дюймового снаряда эсмин-цу «Могадор» оторвало корму, но он каким-то чудом остался на плаву, медленно дрейфуя по акватории. Все было кончено за 15 минут - в 18.10 Сомервилл прика-зал прекратить огонь.

И только «Страсбург» среди всеобщей сумяти-цы, скрытый тучами черного дыма от горящих кораб-лей и портовых сооружений, незаметно прошел вдоль самого берега вырвался в открытое море. Сомервилл считал, что ни один корабль бывших союзников не сможет выйти в море, поскольку незадолго перед опе-рацией у входа в гавань Орана было выставлено заг-раждение из магнитных мин, и французы знали об этом. Однако между минным полем и берегом остался сво-бодный проход, шириной в три кабельтовых, которым и воспользовался «Страсбург».

Неожиданно в 18.20 пришло сообщение с само-лета-разведчика с «Арк Ройяла»: «Линкор типа «Дюн-керк» в открытом море. Движется с большой скорос-тью курсом на восток». Вначале Сомервилл этому про-сто не поверил. Однако примерно 20 минут спустя вто-рой самолет полностью подтвердил сообщение первого. «Худ» и несколько эсминцев немедленно ринулись в погоню, - но куда там! Французский линкор подвер-гся двум атакам с воздуха. Первый раз 6 «суордфишей» отбомбились по нему 250 кг «полубронебойными» бом-бами. Примерно час спустя еще 5 самолетов с « Арк Ройяла» пытались его торпедировать. Участники обоих на-летов божились, что поразили «француза» как мини-мум одной бомбой и одной торпедой. Тем не менее, в 20.20 Сомервилл остановил преследование, осознав, что за «Страсбургом» ему не угнаться.


....

Дипломатический успех Каннингхэма в Алек-сандрии выставил в совершенно противоположном свете, с моральной и политической точки зрения, по-зицию Черчилля, который буквально заставил Сомер-вилла расстрелять французские корабли в Мерс-эль-Керибе. Ройер Дик впоследствии утверждал, что «Уинстон никогда не простил Каннингхэму Александрию». Канниигхэм также до конца жизни остался убежден-ным в своей правоте. Пять лет спустя после оконча-ния войны он писал: «90% старших морских офице-ров, включая меня, считали и продолжают считать Оран страшной ошибкой».

В связи с вышеизложенным возникает вопрос, если Оран являлся «страшной ошибкой», можно ли было ее избежать? Как уже говорилось. Гитлер не со-бирался настаивать на сдаче Французского военного флота державам-победительницам. Напротив, он стре-мился максимально смягчить условия перемирия, что-бы не спровоцировать французские корабли перейти на сторону Великобритании. В этом случае особенно ценным приобретением для англичан стали бы новей-шие французские эсминцы, чей вклад в противолодоч-ную оборону атлантических конвоев при таком сцена-рии был бы неоценим. Фактически, Гитлер считал наи-лучшей альтернативой потопление французского фло-та. Среди массива документов, открытых после окон-чания Второй мировой войны, нет ни одного свидетель-ства, которое бы подтвердило, что Редел или Дениц тре-бовали раздела французского флота или всерьез обсуж-дали вопрос о возможном укомплектовании французс-ких кораблей немецкими экипажами.

Современные английские историки оправдыва-ют торопливость действий Черчилля и избранный им наиболее жесткий и кровавый вариант решения про-блемы французского флота тем, что на тот момент ан-гличанам не были известны истинные намерения Гит-лера. Напротив, ходили упорные слухи, будто немцы уже готовятся отправить своих моряков самолетами в Оран, Дакар и Касабланку для укомплектования фран-цузских кораблей. Но ведь в британском Адмиралтей-стве сидели профессионалы и любой из них понимал, что это чистейший нонсенс. Ни один немецкий поли-тик или адмирал, находившийся в здравом уме, не мог требовать включения в состав германского флота французских кораблей вместе с их экипажами. В этом случае они не могли бы на них положиться, как на эффективный и надежный инструмент ведения войны. Для того чтобы укомплектовать четвертый по вели-чине флот в мире своими экипажами, потребовались бы немедленно десятки тысяч обученных матросов, офицеров и старшин. Такого резерва в Германии про-сто не было.

Зато имеется немало документов, свидетельству-ющих, что Черчилль намеренно избрал самый крова-вый вариант решения этого вопроса. Беседуя с госсек-ретарем США Корделлом Хэллом в декабре 1941 г.. Черчилль обмолвился, что «поскольку многие люди во всем мире считали что Великобритания готова вот-вот капитулировать, он хотел этими действиями (3 июля 1940 г. в Мерс-эль-Кебире. - Д.Л.) показать, что она по-прежнему намеревается сражаться». Некоторые ан-глийские историки утверждают, что этот аргумент при-шел на ум Черчиллю уже пост-фактум, после событий 1940 г. Но отрывок из неопубликованной автобиогра-фии личного секретаря Черчилля Эрика Сила свиде-тельствует о том, что этот аргумент довлел над бри-танским премьером с самого начала: «Он был убежден что на американцев произведет впечатление безжалос-тность в отношении безжалостного врага; и в его по-нимании, самым важным в нападении на французский флот в Оране будет реакция Америки, поскольку это станет самой ясной демонстрацией того, что мы убеж-дены в своем намерении сражаться до конца и готовы дойти в этой борьбе до любых пределов. Демонстра-ция этой безжалостности была, естественно, рассчита-на не на англичан, поскольку ему пришлось принуж-дать к ней своих подчиненных, в особенности, адмира-лов, не желавших стрелять в своих бывших товарищей по оружию. Но такова была политика Черчилля; он остался тверд и непреклонен в осознании ее необходи-мости и всеми силами стремился проводить ее в жизнь».

Таким образом. Оран был «случайной ошибкой», он являлся результатом намеренной политики Черчил-ля, стремившегося к самой кровавой развязке. В этом-то и заключалась ошибка. Когда в Марсель начали сот-нями прибывать гробы с телами погибших военных моряков из Орана, по Франции прокатилась волна воз-мущения. Германский историк генерал Курт Типпельскирх совершенно прав, утверждая, что при более про-думанной пропагандистской политике, Гитлер мог бы извлечь из этой ситуации огромные политические ди-виденды. Действия Каннингхэма в Александрии про-демонстрировали всему миру, как можно было решить этот вопрос по-другому. Поэтому адмирал Каннингхэм превратился для Черчилля и его последующих апо-логетов в весьма неудобного свидетеля.

Возьмем самую подробную и обстоятельную биографию Уинстона Черчилля, вышедшую в Англии в 1966 - 1988 гг. Она насчитывает 8 томов, свыше ты-сячи страниц каждый. Все они имеют по 2 - 3 «сопроводительных тома» документов. Ее авторов Мартина Гилберта и Рандольфа Черчилля никак нельзя упрек-нуть в торопливости или незнании каких-то факта Событиям в Оране 3-4 июля 1940 г. посвящена целая глава. В ней ни разу не упомянуто имя Каннингхэма, Сказано только, что в Александрии также находилась крупная французская эскадра. Что с ней произошло, куда она потом делась, читатель не узнает, сколько бы он ни вчитывался в соответствующие страницы этого тома.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
(-) сообщения внутри нет
(+) новый ответ
(!) объявление администратора
(x) закрытая тема
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет